Троицкий собор в центре села Кой сооружен в 1717-1731 гг. (основное строительство продолжалось с 1724 по 1731 гг.). В число церковных зданий села входит также ограда с угловыми башнями, воротами, сторожкой и амбаром (сер. XIX в.), торговые лавки (кон. 1870-х гг.) и часовня (1882-1885), а также храм Иоанна Богослова (1833) на кладбище.

Постройки комплекса находятся в плохом состоянии.

Ключевую роль в панораме села поныне играет великолепный и совершенно исключительный памятник - Троицкий собор: самый ранний из большой череды огромных пятиглавых приходских церквей, возводившихся по всему северо-востоку Тверской губернии во 2 половине XVIII века

Этот крупнейший памятник барокко, исключительный в масштабах области, сооружался в несколько приемов. Первоначально был построен огромный двухэтажный четырехстолпный четверик и открытые галереи. В верхнем этаже находился Троицкий придел, в нижнем - Благовещенский и Александра Невского. От первоначального декора собора сохранились следы срубленного портала с килевидной аркой.

Срубленный портал - вход с южной галереи:

Собор чрезвычайно оригинален внутри. Это четырехстолпный объем, центральная часть которого поднята ступенчатыми арками, подобно древнерусским храмам XV-XVI вв. Немного пониженные углы несут четыре глухие боковые главы.

В начале XIX века на средства помещиков Пономаревых построена колокольня (около 1815-1820 гг.) - хороший памятник ампира. На втором фото одна из колонн разрушена от удара молнии уже более тридцати лет назад.

В этот период собор подвергся значительному ремонту. Галереи были частично заложены, нижние пролеты получили трехчастные окна по типу серлиан, украшенные лепной отделкой:

Верхний ход галереи с южной стороны в настоящее время открыт - не очень понятно, в результате каких-то работ XIX века или это следствие разрушения здания в советское время.  

C северной стороны галерея сохранила остатки рам (фото Виктора Бородулина, ноябрь 2015 года):

Ангелы (серафимы) выполнены какой-то провинциальной мастерской. Единственный известный ее аналог - правда, отдаленный - убранство церкви в Салтыкове:

Отделке подвергся и основной четверик. Появились лепные наличники:

А углы карнизов украшены деревянными резными капителями:

В 3 четв. XIX века появился иконостас. Фото можно видеть по прилагаемой ссылке на фото на "Храмах России" (все фото 2008 года - Виктора Бородулина). Попасть сейчас на верхний этаж, куда ведет роскошная лестница с рухнувшим последним пролетом (через галерею) ныне довольно проблематично (состояние на март 2013 года).

 

Еще несколько снимков иконостаса (Александра Дылевского, март 2013 года):

Небольшие фрагменты росписей середины-3 четвери  XIX века на западной стене, оказавшейся после обрушения кровли галереи наружной. Кое-где на них заметна запись.

И того же времени (?) росписи на паперти:

Основной объем расписывался как минимум трижды. Самая ранняя роспись (1 четверти XIX века или чуть ранее) находится полностью под записью в основном объеме четверика. Ее детали (надпись "Радуйтесь, приведнии и Господе" и едва заметная фигура благословляющего Христа) слева от поздней композиции "Воскрешение сына вдовы":

Основная часть росписей храма датируется концом XIX века, это работа крестьянской мастерской, неплохой, но и далеко не выдающейся, работавшей в суховатой академической манере.

 

В начале XX века (около 1910 года) последовал большой ремонт собора, появилась лепнина (сделать ее успели не во всем объеме нижнего храма):

Иконостасы нижнего храма сделаны заново в то же время (уцелели лишь каркасы):

Появилась обшивка верха колокольни железом (до того на ней был шпиль). Колокольня стала более комфортной для звонарей, ход на нее внутри ярусов сделан крытым:

Железом же был обит и верх храма, по металлу были написаны наружные иконы (все утрачены).

А также заново были выполнены росписи нижнего храма, какой-то хорошей мастерской. Эти росписи нужно признать лучшими среди многочисленных слоев живописи в храме:

Троицкий собор - загадочный памятник, грубоватый по исполнению и великий по деньгам, которые на его строительство потребовались. Считается, что построен он московской артелью по заказу Татищевых и Нелединских-Мелецких. В 1980-х на его реставрацию отпускались немалые деньги, которых бы с лихвой хватило на консервацию (как минимум). Но увы... Кой от Кашина слишком далеко, бесконтрольность работ сделала свое дело.

Собор окружает ограда, уцелевшая теперь только фрагментами с пилонами ворот (в ограде располагалось около двадцати лавок, доход от аренды которых шел в пользу причта):

И часовней. По паспорту она называется Александра Невского, но утверждать этого нельзя, так как Александровская часовня, по некоторым данным, была одиночным сооружением и не сохранилась, а в рядах стояла другая часовня - Трех Святителей. В такой случае, это она:

На сельском кладбище на значительном расстоянии от центра села располагается церковь Иоанна Богослова - совершенно самостоятельная доминанта села на въезде со стороны Сонкова.

Это интересный, хотя и очень простой памятник провинциального ампира, в плане крещатый, с большим световым барабаном. Состояние его внутри очень плохое:

Между тем сохранились остатки росписи, выполненные бежецкой провинциальной мастерской (группы Поречья), созданные, вероятно, в середине  XIX века.

В общем, живопись нельзя назвать слишком качественной. Но обращает на себя внимание ее большая барочность, в чем она ближе к таким более ранним, но почти утраченным теперь росписям Теблешей и Сулеги. В отдельных композициях мастера добиваются большой выразительности. В сочетании с ее состоянием живопись воспринимается весьма интересно и обретает иное звучание:

Небольшой фрагмент масляной живописи ("Се, Человек") рубежа XIX-XX вв. в духе примитива сохранился в северо-западном углу, где, возможно, располагась "темничка" или стояло Распятие:

По памятникам остро необходимы консервационные работы.

Павел Иванов. Фото автора, май 2011 года.

Читайте по теме:

Село Кой: историческая застройка села


Метки: ампир барокко Иоанно-Богословская лепнина Троицкая церковь Описание объекта на "Храмах России" Для печати
К началу
Координаты: 57.714418,37.528560 google maps

comments powered by Disqus