Небольшой погост, в древности вотчина тверского Савватьева монастыря. В настоящее время это Богоявленская церковь с Никольским и Никитским приделами (1810-1821 гг., колокольня - 1843 года), стоящая одиноко среди заросшего и полузаброшенного кладбища. Церковь постоянно ремонтировалась на протяжение всей свой истории. Лишь в начале XX века появились расписи. Остатки их, работы разных мастерских, сохранились в куполе и под колокольней.

Села давно уже нет. В храме обрушены почти все перекрытия, здание пришло в руинированное состояние.

В летнее время только высокая колокольня поднимается над густо разросшейся зеленью. Мелколесье покрывает обширные поля на огромном пространстве в несколько десятков километров в поперечнике на границе Калининского и Конаковского района.

Несмотря на это довольно хорошо заметна старая граница погоста, отмеченная полуторастолетними березами и тополями, уже умирающими от старости.

Сама церковь - довольно сложное сооружение, пережившее несколько реконструкций, в общем, не очень пошедших ей на пользу. Ядро храма - это позднеклассический храм, квадратный в плане, увенчанный ротондой. 

Вид с севера.

Вероятно, во 2-й четвери - середине XIX века появились портики с колоннами (по срубленным белокаменным наличникам с треугольными сандриками видно, что они не первоначальные, но ремонт очень ранний, можно сказать, проект менялся в процессе строительства). Серия следовавших почти без остановки реконструкций середины - 3 четверти столетия привела, во-первых, к значительному расширению алтарной части, где были сделаны окна довольно странного рисунка - что-то вроде серлианы, но исполненные с явным огрублением и искажением проекта (на фото - юго-восточный угол и восточная стена). 

Вид на место главного престола и алтарную часть северного придела.

Во-вторых, к полной перестройке первоначальной трапезной. Теперь, когда здание утратило все своды и частично разрушено, понять, где что какого времени непросто.

Случайно оставшееся окошко с решеткой 1 четверти XIX века.

Колокольня построена лучше, чем остальной храм - хотя и это упрощение высокого стиля. Хорошие пропорции - и при этом довольно грубо исполненные детали.

От росписей сохранились жалкие фрагменты живописи, сделанной в три периода. В ротонде уцелели росписи рубежа XIX-XX вв., масляные и сильно потемневшие.

В трапезной - 1910-1920-х гг., точнее, сохранился один небольшой фрагмент с "Воскресением Лазаря", экспрессией и грубым исполнением характерный скорее для послереволюционных живописных работ (храм действовал вплоть до войны).

Наилучшим качеством и высокими художественными достоинствами отличается роспись под колокольней (скорее всего, также 1900-1910-х гг.). Там сохранились три живописные композиции - "Успение", "Преподобный Сергий служит Литургию" и "Явление Богоматери преподобному Сергию".

Детали:

 

Этот прекрасный памятник живописи, к сожалению, обречен, красочный слой быстро осыпается. Храм, находящийся в руинированном состоянии, находится сравнительно неподалеку от хорошо освоенной дачниками приволжской зоны. В километре-двух от Никитского находятся большие дачные деревни Ременницы и Кудрявцево. Но даже консервации храма не предвидится.

Павел Иванов. Фото автора август 2009 года


Метки: ампир Богоявленская классицизм руина фрески церковь Описание объекта на "Храмах России" Для печати
К началу

comments powered by Disqus