Один из оригинальных старинных храмов в стиле барокко, сохранившийся на территории Калининского района, до 1929 года составлявшей часть Новоторжского уезда. Каменная церковь Сергия Радонежского с приделом Иоанна Воина построен на средства помещицы Г.А. Шишковой. В 1869 заново выстроен южный придел.

В советское время церковь закрыта в конце 1930-х гг., сильно разрушена в период использования здания колхозом.

Церковь Сергия Радонежского - ранний образец новоторожского зодчества, очень важный для понимания эволюции новоторжской архитектуры XVIII века. По-видимому, это один из тех храмов, на которых сформировалась архитектурная мода в Торжке и его окрестностях. В основе этого направления лежит творческая переработка новых для провинции приемов столичного стиля 1760-х гг. и очень архаичных деталей, восходящих к зодчеству XVII века. К примеру, здесь встречаются архаичные поребрики из положенного на ребро кирпича на очень непривычном месте - по карнизу четверика

 

и на колокольне, где такие поребрики сочетаются с фигурными настенными 8-образными нишами. Обратим внимание, как рустованная лопатка нижнего яруса свободно перебивается примыкавшей когда-то стеной трапезной (разрушенной, к сожалению, в советское время).

Но здесь же очень скупые рамочные наличники классического типа - новинка архитектурной моды в Тверской епархии, на тот момент бывшие в употреблении только в домах Твери, строившихся по новому генплану 1763 года.

Это самый ранний сохранившийся храм данного новоторжского типа с рустованными лопатками, наличниками с маленькими прямоугольными ушами, столпообразной колокольней с двумя восьмериками. (Три храма с такими колокольнями появились почти одновременно - в Сергиевском, Упирвичах, а также отдельно построена колокольня Воскресенского монастыря в Торжке - все три в начале 1760-х гг.) Из сохранившихся более поздних храмов этого типа укажем на церковь в Семеновском. Но Сергиевская церковь старше на полтора десятилетия.

Вероятно, апсида ее была прямоугольная - также очень ранний  пример такой формы. Но от нее остались только обрубки стен и следы примыкания коробового (?) свода

В интерьере немало нетипичных для более раннего периода технических новинок - например, ступенчатые тромпы, поддерживающие восьмерик

неожиданно огромные окна для того времени, ярко освещавшие иконостас (вид на восточную стену)

Необычна (но не для Торжка) сплющенная по оси север-юг форма восьмерика, отчего храм кажется тесноват, а прежде, когда был иконостас, этим достигался барочный зрительный эффект "надвигания" стены с иконами на зрителя.

Многие из этих черт более неизвестны в сохранившихся новоторжских храмах. К сожалению, и в Сергиевском все это может исчезнуть вместе с обрушением здания... От росписей начала XX века сохранились очень незначительные фрагменты, свидетельствующие лишь о существовании здесь цикла композиций на тему жития преподобного Сергия Радонежского

В 1869 году к храму с юга была пристроена очень большая и довольно непропорциональная трапезная, несколько исказившая пропорции храма

Церковь стоит на широкой сельской площади с почти исчезнувшим погостом на восток от церкви, которые обходит г-образная улица. Вероятно, первоначально рядом с храмом была усадьба, но от нее остались лишь выросшие из прежних корней столетние липы к западу от церкви.

Общее впечатление от этого места довольно тяжелое. Значительных архитектурных достоинств, старинный и важный для истории тверской архитектуры храм продолжает разрушаться.

Павел Иванов. Фото автора, май 2009 года, Александра Дылевского, август 2008 года

 


Метки: барокко руина Сергиевская церковь Описание объекта на "Храмах России" Для печати
К началу

comments powered by Disqus