Одно из крупнейших и красивейших сел на границе Удомельского и Бологовского районов на реке Мсте. Сохранило ценнейшие памятники архитектуры, живописи и деревянной резьбы, а также незаурядную и живописную сельскую застройку, практически не тронутую современными реконструкциями.

В настоящее время под угрозой находятся два самых ценных памятника в селе - деревянная Воскресенская церковь (1719) и каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи (1847).

Сельцо-Карельское расположено на границе губерний, в бывшей Тверской губернии, на ее самой северной границе. По левому берегу Мсты напротив него начинается уже Новгородская губерния (теперь Бологовский район Тверской области), а почти напротив Сельца расположен древний погост Сеглино:

Еще один вид с колокольни - на село Сельцо-Карельское и деревянный Воскресенский храм

От "новгородской" до "тверской" стороны связь здесь только посредством пешеходного мостика.

Застройка по обоим берегам Мсты одинаковая. Она представляет из себя живописно разбросанные непараллельные ряды довольно крупных домов удомельского типа, характерных для большинства сел в округе, в виде двойных изб с общими сенями сзади или в середине. Характерный пример:

Еще пример такого очень крупного дома, он известен как церковный дом, но изначально им, вероятно не был. В нем жил до своей гибели от руки убийцы-наркомана в феврале 1998 года настоятель храма, человек по-настоящему праведный, почитаемый как святой, игумен Никон (Степанов).

Кроме этого, на северной оконечности села, у деревянной церкви, сохранился неординарный (вероятно, священнический) дом. Для этой местности он может быть и 1 половины XIX века (тем более, что каменный храм построен только в 1840-х гг.).


Деревянная Воскресенская церковь с приделом Рождества Иоанна Предтечи построена в 1719 году и в 1 половине XIX века перестроена. Однако сруб здания, основной четверик до уровня карнизов, сохранился неплохо. Храм, вероятно, был ярусным, но об этом теперь можно только догадываться - верх полностью изменен в 1930-х гг.

Деталь сруба (юго-западный угол четверика)

В 1971 году экспедиция музея имени Андрея Рублева под руководством Валерия Сергеева застала здесь несколько десятков икон XVI-начала XVIII вв. Вывезти удалось не все. Те, что представляют особую ценность: три иконы XVI века (в экспозиции МиАР) и несколько - конца XVII. Прочие вещи пропали при неоднократных грабежах. В настоящее время здание стоит без кровли:

Еще сохранилось полуоторванное тябло с росписью, на котором в 1971 году читалось довольно четко: «Состроися сия церковь во имя Воскресение Христово, а в приделе тоя церкви во имя Иоанна Предтеча при благочестивейшем царе нашем и великом князе Петре Алексеевиче всея Великия и Малыя и Белые России самодержце и при благороднейшем и великом князе Петре Алексеевиче между патриаршества и митрополита новгородского при епископе Аароне Корельском и Ладожском и при игумене Иоанникии Кирилова монастыря». Теперь это фрагменты:

Каменный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи с приделами Обновления храма Воскресения (Воскресение Словущее) и Казанской иконы Божией Матери был устроен на средства прихожан в 1840-1847 гг., очевидно, по проекту И.Ф. Львова - в этом случае, это одно из лучших зданий, им построенных. Церковь представляет из себя великолепнейший пример большого ампирного храма, хорошо сохранившего облик, близкий к первоначальному.

Застройка вокруг храма с юго-западной стороны в основном появилась уже в 1970-х гг. Она не слишком удачна.

Как и портит вид храма грубо сделанные завершения колокольни и ротонды, имевшие до конца 2000-х гг. менее экстравагантный и нормальный вид (фото из архива музея в селе Березовский Рядок, предоставлено краеведом Любовью Сорокой, с Краеведческого форума сайта Putnik.ru

И все же ремонт следует считать неплохим. Благодаря ремонту (проводился силами настоятеля о. Василия Прокопчука) были сделаны кровли, восстановлена и выкрашена лепнина, рамы, стены и частично фундаменты.

К сожалению, ремонт не был закончен, а начавшаяся в 2012 году совершенно нелогичная и бездумная фактическая ликвидация прихода (он приписан к соседнему селу Млеву) может иметь очень печальные для храма последствия. И это при том, что храм в Сельце Карельском не закрывался никогда, даже в 1930-1940-х гг. (как и Млево - оба эти приходы были обновленческими, одними из последних в области). Пока запустение почти не заметно.

Значительно хуже положение храма внутри. Там хорошо заметны следы протечек кровли, повредившие живопись.


Живопись сохранилась только в верхнем храме. Трапезная в нем - это просторный зал, перекрытый полуциркульным сводом без столпов.

Основная часть храма - ротонда на высоком четверике, также без столпов.

В интерьере сохранились главный иконостас середины - 3 четверти XIX века с иконами этого же времени и живопись конца XIX века провинциальной мастерской, бежецкой или весьегонской.

Межэтажная лестница в притворе:

Нижний храм перекрыт широким, почти крестовым, сводом с распалубками и розеткой в замке.

Здесь уцелели два очень любопытных иконостаса, также XIX века, но устроенных раньше, вероятно, во 2 четверти XIX века, и в иной стилистике, близкой к барочной. Когда-то и здесь были иконы XVII-XVIII вв., но теперь их давно нет. Зато сохранилась превосходная иконостасная резьба.

Как уже сказано, перспективы у храма неясные. Местность дачная, кроме того, большое число прихожан из Удомли и Бологое желали бы поддерживать самостоятельный приход. Однако пока постоянного священника нет. Реставрация же старейшего в Удомельском районе уцелевшего деревянного храма (и одного из старейших в Тверской области - из более-менее сохранных третьего по возрасту) даже не планируется.

Павел Иванов. Фото автора, сентябрь 2008 г., апрель 2012 г., Дениса Ивлева январь 2013 г.


Метки: ампир Воскресенская деревянное_зодчество иконостас Иоанна_Предтечи историческая_застройка фрески церковь Описание объекта на "Храмах России" Для печати
К началу
Координаты: 58.019137,34.489624 google maps

comments powered by Disqus