Осташков - одна из крупных станций Бологое-Полоцкой железной дороги. На протяжении почти века Осташков являлся истинной, хотя и некоронованной "столицей" Бологое-Полоцкой ж.д. Постройки станции Осташков уникальны. Многие из них помнят страшные и трагические годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Здания не стоят на охране, некоторые находятся в неудовлетворительном состоянии.
Станция Осташков расположена на 112 км Бологое-Полоцкой железной дороги. Здание вокзала было построено по одному типовому проекту вместе с двумя другими аналогичными вокзалами Б.П.Ж.Д.: Торопцем и Невелем. Вокзал станции Осташков был аттестован на III класс. Примечательный и вместе с тем трагический исторический факт, еще до запуска в 1907 году линии вокзал в Осташкове потерпел пожар и затем был реконструирован. Фотооткрытка издания Суворина и Ко, Петроград, 1916 г.
Современный вид станции с высоты птичьего полета (112 м):
Схема станционных построек на Яндекс-карте:
1- вокзал, 2- туалет, 3- керосиновый погреб, 4- водоемное здание (водонапорная башня), 5- паровозная гидроколонка (находится в Полоцкой горловине станции между путей), 6- бывшее локомотивное депо с веерным корпусом со стороны Полоцка, 7- мастерские, 8- склад депо, 9- пакгауз и погрузочная площадка, 10- памятник Константину Заслонову.
В отличие от других вокзалов станций Бологое-Полоцкой линии вокзал в Осташкове расположен справа, а не слева как обычно ходу движения от Бологое на Полоцк, для удобства пассажиров, поскольку сам город Осташков так и располагается - справа от линии.
В годы Великой Отечественной Войны станция по нескольку раз в день подвергалась жестоким авианалётам Люфтваффе, вплоть до февраля 1944г. Поэтому сегодня мы видим несколько иное здание вокзала, нежели то, что оно представляло из себя в эпоху тогдашней Российской империи.
Кирпичное здание теперь оштукатурено, утратило отдельные элементы декора, и ныне выглядит в типичном для послевоенного времени стиле сталинского ампира. Особенно заметным переделкам подвергся интерьер, в настоящее время имеющий вид на 1940-1950-е гг.
Потолочная лепнина и люстра:
Входной тамбур:
Зал ожидания со стенным декором уже в духе познего СССР:
На площади перед вокзалом установлен памятник уроженцу Осташкова, Герою Советского Союза Константину Заслонову:
Деревянные сооружения на перроне утрачены. Но некоторые каменные постройки сохранили первоначальный вид. Туалет рядом с вокзалом сумел сохранить черты былого аристократизма, и это несмотря на все авианалеты немецкий асов, бомбивших станцию. Здание хоть и оштукатурено, но сохранило элементы декора, просматривается и господствовавший при постройке каменных сооружений Бологое-Полоцкой линии западноевропейский каменный монументализм с элементами готики и барокко. Здание туалета до сих пор исправно используется по своему прямому назначению.
Все тут же рядом со станцией мы видим еще один интересный исторический объект Бологое-Полоцкой линии – кирпичный керосиновый погреб.
Состояние на момент описания (2014 г.) - удовлетворительное. Погребок полностью кирпичный и не имеет вставок из камня как аналогичные погреба, например, на станциях Чёрный Дор или Куженкино Б.П.Ж.Д.
Водонапорная башня, как описывал её режиссер фильма Бологое-Полоцкая Алексей Вульфов, - «торжественна и красочна, один из символов линии, центр её обихода».
Действительно так и есть. Башня находится в хорошем состоянии, используется и по сей день. Оригинальный купол, венчавший башни Бологое-Полоцкой линии вероятно смятен во время авианалёта в войну и заменен упрощенным конусообразным.
Водонапорная башня повышенной ёмкости, на два бака по 13 кубов. Первый ярус отделан диким камнем.
Геодезический знак (аналогичный на башне на станции Баталино):
В Осташкове сохранилось и уникальное "водоподъёмное здание", или, в просторечии, водокачка. Находится оно к северо-востоку от станции на берегу озера Селигер, в районе так называемого "сплавучастка":
Здание прекрасно сохранилось, почти нетронуто переделками. Оно является неотъемлемой частью железнодорожного комплекса построек станции Осташков. Здание типовой постройки Бологое-Полоцкой железной дороги 1901-1906 гг.
В отделке его использован дикий камень:
Рядом с ним сохранился первоначальный сарай:
Из инженерных сооружений, связанных с водоснабжением, на станции Осташков в Полоцкой горловине сохранилась действующая паровозная гидроколонка.
Когда-то их было три: по одной в каждой горловине станции и еще одна третья в депо в парке экипировке локомотивов. Последняя исчезла буквально недавно, примерно после 2011г. Скорее всего срезана вандалами на металлом. По своему прямому назначению осташковская гидроколока использовалась, например, 25 октября 2014г. , она напоила водой паровоз серии СО ("Серго Орджоникидзе"), когда состоялась организованная ВОЛЖД очередная паровозная обкатка паровозов серии СО и Л.
Слева от линии по ходу движения от Бологое, прямо противоположно вокзалу станции, на другой стороне от путей находилось локомотивное депо Осташков. Закрыто в 2000 г. сразу же после закрытия транзитного движения на Бологое-Полоцкой линии и перевода её на дневной режим работы.
Локомотивное депо представляло собой два веерных корпуса в Бологовской и Полоцкой стороне, соединенные между собой прямоугольным корпусом мастерских.
Так выглядело депо в 1980-х гг.
Возле каждого веернего крыла располагался разворотный круг для паровозов. До наших дней не сохранилось ни одного. В годы войны депо подвергалось активным бомбардировкам. Веерное крыло со стороны Бологое смятено войной. Последний разворотный круг в депо Осташков был разобран еще в 90-х при тогдашнем начальнике депо В. Сигачеве по приказу начальника Окт. ж/д Комарова.
"глухое пересечение". Остатки "треугольника" установленного тогдашним начальником локомотивного депо В. Сигачёвым вместо разворотного паровозного круга:
Сегодня депо находится в глубоком запустении. Здание заброшено, но все входы в него перекрыты. Интерес представляет сохранившаяся старинная кладка стен в одном из корпусов локомотивного депо. Одна из мастерских, в которой в последние годы существования депо находилась котельная:
К западу от депо сохранилось здание складов, сильно перестроенное после войны, со следами осколков от бомбежек:
А на станции сохранилось погрузочно-разгрузочное хозяйство: погрузочная площадка облицованная природным камнем и старинный деревянный пакгауз:
Это здание, несмотря на заброшенность, хорошо сохранило первоначальную стропильную систему,
часть изначальных креплений на дореволюционных болтах с квадратными гайками.
Станция Осташков оборудована ручными стрелочными переводами. Переводы сохранили старинные фонари-флюгарки с вытяжками и оборудованы электроосвещением взамен керосина и свечей.
Алексей Алексеев, представитель Всероссийского общества любителей железных дорог (ВОЛЖД), специально для "Тверских сводов". Фото автора, а также Георгия Гагарина (Осташков). 2014 год.
Метки: Бологое-Полоцкая_ж.д. водонапорная_башня железная_дорога железнодорожный_вокзал историческая_застройка модерн эклектика |
Для печати
К началу |
|
Координаты: 57.137778,33.115392
![]() |
- Черный Дор станция Бологое-Полоцкой ж.д. Историческая застройка (1 пол. XX)
- Баталино станция Бологое-Полоцкой ж.д. Историческая застройка (1 пол. XX)
- Куженкино станция Бологое-Полоцкой ж.д. Историческая застройка (1 пол. XX)