Миниатюрная Казанская церковь в селе Федориха - уникальный памятник барокко в Вышневолоцком уезде, когда-то имевший исключительный для данной территории лепной декор (осташковского или, скорее, торопецкого происхождения). Рядом с храмом посажены едва ли не современные ему липы, в настоящее время - редкие старовозрастные деревья.

Храм находится в заброшенном состоянии и руинирован. Село Федориха практически вымерло.

Церковь в селе Федориха построена, скорее всего, в усадьбе. Но к середине XIX века от нее ничего не сохранялось, храм был приписан к соседнему селу Шитовичи (от которого отстоит всего в километре). Храм стоит на вершине огромного холма, одного из отрогов Вышневолоцко-Новоторжской гряды, над долиной реки Шегры.

Панорамы с вершины:

Это в основе своей очень простой храм, построенный теми же мастерами и  в те же годы, что и в соседних Шитовичах. Там и здесь к основному объему храма и трапезной были пристроены квадратная в плане апсида и притвор с колокольней. Колокольня очень близко напоминает шитовичскую и до 1990-х гг. была также увенчана шпилем:

Шпиль догнивает на вершине колокольни и сейчас:

Сходство приемов выразилось, например, в одинаковом устроении наличников с чередованием завершений треугольными и лучковыми фронтонами. На южном фасаде (сохранился только он) можно видеть полный набор этих наличников, ни разу не переделывавшихся впоследствии:

Восточный фасад:

Однако много и отличий. В маленьком (всего около 15 м в длину) храме в Федорихе колокольня оказалась как бы "выключенной" из пространства храма. Ось поперечной симметрии храма прошла по центру основного объема, а не по поперечной стенке между трапезной и храмом, как в Шитовичах. Центр здесь явно был выделен - но завершение было деревянным и не сохранилось (последняя бывшая на храме кровля была советская, поздняя). Северный фасад, над которым виден высоко поднятый полулотковый свод (лоток только с западной стороны).

Свод храма с восточной стороны полуразрушен. Именно с этой стороны вся конструкция оказалась с перегруженным распором на стены и не выдержала отсутствия кровли:

Трапезная имела только плоские деревянные перекрытия, давно уже утраченные. Свод апсиды пока сохранился, он проще, конструктивно надежнее и ниже - это лотковый свод (вид с севера на юг):

Колокольня наиболее любопытна по своему устройству. Ее нижний ярус так невелик, что перекрывающие пролеты арки оставляют такое маленькое пространство в просвете, что здесь не стали выкладывать правильный крестовый свод, а просто заложили проем кирпичами в один слой. В результате получилось вот что.

Лестница на колокольню была, очевидно, приставной и вела из трапезной прямо во второй ярус. Сейчас нет никаках ее следов. Вход в храм со стороны притвора украшает портал, оформленный в том же стиле, что и оконные наличники - это такая же барочная рама с замком и "ушами":

Декор этого храма - самая любопытная и, можно сказать, знаменитая его часть. Когда-то (до 1980-х гг.) на своде основного объема была великолепная лепная композиция "Вознесение", очень близкая к лепному декору церкви в Отолове. ("Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Т.3. М., 2013. С. 693):

Теперь от нее не осталось и следа, вместе с утратой большей части свода. Сохранились лишь небольшие остатки лепнины, оформлявшей изнутри оконные и дверные проемы:

В одном месте можно скорее угадать, чем увидеть остатки лепных букетов на капителях лепных пилястр:

Такой же декор уцелел в алтаре - с остатками штукатурного карниза в основании свода:

Для наружных работ то ли вовремя не были приглашены соответствующие мастера, то ли по другим соображениям, но капители были выполнены из накладных деревянных пластин в технике выемчатой резьбы. По-видимому эти несколько уцелевших резных деталей XVIII века - самая ранняя наружная домовая резьба, сохранившаяся в Тверской области (с той оговоркой, что это, конечно, резьба не домовая, а церковная):

Детали. Всего уцелело шесть таких капителей, имитирующих ионические:

Любопытно, что ближайший к церкви дом (стоит на старой "поповке", но был ли священническим, неизвестно) тоже украшен нетипичной для Вышнего Волочка богатой домовой резьбой (дом начала XX в., брошен):

Брошены и все остальные дома этого села:

В Федорихе уникальны две липы, растущие напротив храма. Деревьев этой породы такого размера в Тверской области очень немного. Они были посажены вдоль дороги, ведущей, очевидно, в усадьбу, частью которой храм и являлся. Но ни место усадьбы, ни время посадки этих огромных ныне деревьев, имеющих более чем три метра в обхвате, не известно. Предположительно - конец XVIII века.

Здание храма стремительно разрушается, и определенная "точка невозврата", похоже, уже пройдена. Однако даже при нынешнем состоянии консервация остатков крайне необходима. Деревья заслуживают постановки на охрану как памятники природы.

Павел Иванов. Фото автора, март 2015 года.


Метки: барокко Казанская лепнина липы церковь Для печати
К началу
Координаты: 57.346101,34.575946 google maps

comments powered by Disqus