Станция Торопец - одна из наиболее значительных станций Бологое-Полоцкой железной дороги, относилась к 3 классу. Построена в 1902-1906 гг., официально открыта в декабре 1906 года. В советское время ряд построек был добавлен в 1930-1950-х гг., в том числе, наиболее значительной переделке подвергся вокзал.

В настоящее время станция работает, но большая часть исторических построек либо находятся в муниципальной собственности и бесконтрольно переделываются, либо заброшены.

Для удобства рассказа о станции, обратимся к скрину с Яндекс-карты.

Здесь видны не все постройки, но со стороны Осташкова интерес представляет только нижняя часть послевоенной водонапорной башни, второй на этой станции. Почти все остальное сосредоточенов в полоцкой горловине станции. Под номерами это: 1- вокзал, 1а- гидроколонка, 2- веерное депо, 3- водонапорная башня (водоемное здание на 2 бака по 13 кубических сажен), 4- водоподъемное здание (водокачка), 5- баня, 6- казармы 1902-1906 гг., 7- линейная "казарма с телеграфом", 8- будка (стрелочный пост), 9- казармы 1920-1950-х гг., 10- мост на переезде.

Открытиие станции отражено на этой фотографии с сайта "Фотографии Торопца и Торопецкого района Павла Захарова". На станцию прибывает состав, ведомый локомотивом серии "К" постройки еще 1870-х гг., к тому времени уже устаревший и маломощный. Но на этой линии они прослужили еще долго. Вокзал был построен по типовому проекту, идентичному с вокзалом станции Осташков, аналогично с ним он был и перестроен после войны. Вид его до перекраски (2002 год, Павел Фурниченко, с сайта "Савеловская глухомань").

Здание представляет собой в нынешнем виде памятник послевоенного неоклассицизма. Это протяженный объем, лишенный почти полностью первоначального эклектичного декора.

Почти единственный декор - сдвоенные лопатки, украшенные очень простым лепным орнаментом из повторяющихся листьев аканта по уровню карнизов.

Центральный ризалит - уменьшенный по сравнению с довоенным объемом, выделяется симметричными арками с простыми клинчатыми замками с обоих входов:

В интерьере сохранилось довольно много отделки 1940-1950-х гг. Входной вестибюль со стороны города:

Сохранились скамьи, плиточный пол, фурнитура:

В отличие от Осташкова здесь не сохранились довоенные подсобные строения - кладовые, багажные отделения, туалеты. Стоят они на исторических местах, но современный вид их - несомненно, середины XX века и позже:

Зато уцелела низкая платформа 1900-х гг., с подлинными каменными ступенями и столбиками ограды, устроенными уже после войны:

Сохранилась - и лучше, чем в Осташкове - площадь перед вокзалом. Она оформлена заново после войны. (Ее вид в 1950-х гг., с сайта "Фотографии Торопца и Торопецкого района Павла Захарова"):

В настоящее время это порядком заросший круглый сквер:

с маленьким бюстом Ленина:

Главная достопримечательность вокзала и его окружения - работающая гидроколонка на третьем пути. Каким-то чудом это сооружение сохранилось от довоенной станции. Колонка исправна, но используется очень редко.

Паровоз ("Су") на станции Торопец. Из книги 2009 года "Бологое-Полоцкая. Заповедная железная дорога".

Главной достопримечательностью и "изюминкой" станции Торопец является ее веерное паровозное депо - самое крупное сооружение такого типа на Бологое-Полоцкой дороге - на 9 стойл.

Это наиболее сохранившее свой первоначальный вид (со следами пуль и осколков 1941-1942 гг.) сооружение в районе вокзала.

Четыре из девяти стойл представляют собой закрытое помещение с послевоенной кровлей (боковой фасад был немного надложен), с одной сохранившейся дверью - последней на оба депо (в Торопце и Бологое-2):

Пространство остальных пяти стойл - руинировано:

Именно сюда подходит единственный оставшийся подъездной путь (круг давно демонтирован, остальные пути сняты). Рельсы - Р-43 1950-х гг.

Внутри:

На станции сохранились (как и везде пока на этой линии) ручные стрелки с флюгарками:

И два стрелочных поста (будки) - оба из первоначальных построек, в обоих горловинах:

Комплекс зданий системы водоснабжения устроен довольно далеко от вокзала к северу от линии. Он включает водонапорную башню, действующую, с послевоенным верхом и многочисленными следами осколков времен войны на стенах.

Старое водоподъемное здание (типовой проект, но, как и башня, и все постройки именно Торопца, выстроена она без использования дикого камня, в отличие от Бологое-2, Баталина и Куженкина). Используется сейчас как сарай.

Рядом сохранилось кирпичное здание бани, также времени постройки дороги, оштукатуренное после войны (брошено):

Еще одна брошенная водонапорная башня (типового советского проекта 1940-х гг.) сохранилась к востоку от станции:

Многочисленные жилые постройки рабочих и служащих станции Торопец большей частью сохранились. Но все они без исключения варварски перестроены. Еще в годы войны все казармы лишились фигурных фронтонов и башенок. В недавнее время они начали стремительно "обрастать" прирубами, сарайчиками, сенями и пр. №16

И две или три (видимо, из пяти, из них одна, №21а, имеет послевоенный вид) - вдоль линии. №21 - наиболее сохранная на 2015 год, сохранился даже один боковой фронтон с "паутинкой" балок):

Гораздо менее сохранная №19:

Кроме того, уцелела одна очень сильно испорченная переделками, но с уцелевшим объемом линейная "казарма с телеграфом"

Довольно многочисленные советские постройки, типовые для Октябрьской железной дороги послевоенного времени, возможно, отчасти сохранились старые дореволюционные срубы, теперь неузнаваемые в обшивке:

По-видимому, вся восточная горловина станции была полностью уничтожена в годы войны. Здесь осталась, кроме упомянутой послевоенной башни, еще только одна жилая постройка:

Остается сказать несколько слов о самом пути. Он пролегает в районе станции Торопец в сторону Полоцка по довольно высокой насыпи, на которой сохранились советского времени пикетные столбики:

Переезд устроен под мостом - 1940-х гг., но на старинных опорах под второй, так и не построенный путь.

В целом, станция производит, к сожалению, двойственное впечатление. Сравнительно целые и уникальные постройки (депо, водонапорные башни, путевое оборудование, мост на переезде) соседствуют с обезображенными жилыми постройками. На охране стоит только вокзал как место, связанное с освобождением города. Все остальные постройки не охраняются.

Павел Иванов. Фото автора, октябрь 2014 и октябрь 2015 г.


Метки: Бологое-Полоцкая_ж.д. водонапорная_башня железная_дорога железнодорожный_вокзал историческая_застройка модерн эклектика Для печати
К началу
Координаты: 56.513819,31.648073 google maps

comments powered by Disqus