Первоклассный памятник раннего и зрелого классицизма в Тверской области, довольно редкий у нас образец проектного храма XVIII века, близкого к кругу работ московских зодчих 2 половины XVIII в. Церковь Рождества Богородицы выстроена на средства владельцев села Александра и Андрея Сытиных, в последующие годы почти не перестраивалась, обновлялся лишь интерьер.

В советское время церковь закрыта, но серьезно разорена не была. В 2010-х годах прошла наружная реставрация. Территория бывшего усадебного парка в настоящее время является частным владением.

Церковь в селе Зиновьеве - почти не имеющий в Тверской области аналогов "московский" храм, формы которого со скругленными углами, световыми окнами в них, четкой системой осей, развитыми портиками и карнизами, живо напоминают многочисленные храмы подмосковных усадеб и самой Москвы.

Но в нашем случае имеется и прямая московская параллель. Дело в том, что у колокольни храма имеется чрезвычайно близкий погибший московский аналог - колокольня церкви Благовещения на Тверской

фотографии с сайта "Народный каталог православной архитектуры ("Соборы. ру")":

Московская колокольня построена якобы в середине XVIII века (в 1750-х (?) гг.), колокольня в старицкой вотчине Сытиных - не ранее конца 1790-х, но сходство столь очевидно, что можно предполагать прямой заказ и обращение к одному проекту. Кажется, это так и было, учитывая близость рядом с этим снесенным в 1929 году храмом Сытинского переулка в Москве с известным старинным деревянным "домом А.П. Сытина" 1804-1806 годов (инициалы полностью совпадают с заказчиками храма, хотя неожиданно видеть столь скромный дом в городе и роскошную усадебную постройку в провинции). Этот эпизод требует уточнения. Пока же обратимся к тверскому храму.

Аналог с московской колокольней очень полный. Оригинал повторен почти во всем, за исключением отдельных мелких деталей. Главное исключение составляет материал - в Зиновьеве это белый старицкий камень. На белокаменный постамент установлены спаренные колонны полного тосканского ордера

Белый камень дал повсеместно по всем колоннам одинаковые вертикальные трещины (видимо, от мороза) и местами покрыт рыжеватым лишайником, характерным на многих старицких постройках.

Верхние ярусы колокольни выделяются великолепной работой мастеров-белокаменщиков. Резные камни с гирляндами и розетками во множестве украшают второй и третий ярусы, карнизы и пилястры:

Наоконные доски с гирляндами - деталь, отсутствующая в московском храме, но все остальное повторено с редкой полнотой, вплоть до главки, на которой, правда, ложные окошки сделаны стрельчатыми (в Москве - прямоугольные).

По-видимом, церковь можно отнести к кругу построек условно "бланковского" круга (или кого-то из московских архитекторов того периода его школы), понятно, что все сооружение (включая колокольню) возводилось одновременно, по крайней мере, до уровня ротонды купола. Было бы очень интересно узнать, не являлось строительство этого храма следованием какому-то изначальному проекту, возможно, имевшему место для Благовещенской церкви на Тверской, но там воплощенной только в колокольне. Фасад трапезной в три оси несет богатый классический декор из накладных досок с "капельками" и дисками-"шляпками". В этот строй несколько вклинивается портик в четыре тосканских колонны:

Как и ротонда, он выглядит чуть более поздним включением, однако, появившемся в этом храме еще в процессе строительства, которое очень затянулось:

Возможным следствием этого стала закладка (опять же на стадии очень ранней, когда храм еще строился), части круглых окон в скругленных углах трапезной

и заметное утеснение портиками таких же окон с юго-восточной и северо-восточной сторон, из чего можно заключить, что трапезная возведена и освящена раньше храма (около 1809 года, главный престол - только в 1823-м)

Впрочем, главный объем тоже не прост. За кажущейся примитивностью и ординарностью композиции ротонды на широких парусах, скрывается двойной купол в этой ротонде.

Самое странное, что этот купол, будучи построенным, не "заиграл", и был почти завуалирован чуть ли не сразу после строительства. Нельзя без специальных исследований судить наверняка, но, похоже, световые оконца, дававшие "мистический" свет и освещавшие пространство между двумя куполами, были очень скоро заложены. Сейчас лишь одно из этих окошек слегка пропускает свет.

Интерьер трапезной - двустолпный зал с прекрасно сохранившимися крестовыми и (в арках) полуциркульными сводами:

Уцелели очень небольшие остатки лепнины

От бывших же здесь росписей 1 половины - середины XIX века почти ничего не осталось. Небольшие фрагменты много более поздних изображений святителей (например, Тихона Задонского и Митрофана Воронежского) в основании капители северного столпа:

Несколько больше осталось росписей в основном объеме. Здесь было два или даже три слоя живописи. Первоначальные орнаменты "под кессон" хорошо заметны в апсиде:

И в куполе (гризайли могут быть и более поздними, еще позже появилось изображение Саваофа):

Гризайли в основном объеме появились во второй половине XIX века, возможно, поверх старых:

И еще позже (уже в конце XIX-XX вв.) их покрыли сплошные записи фигуративных композиций, высокого качества, однако уже осыпающиеся и почти не читающиеся. "Рождество Христово":

Лучшую сохранность имеют апостолы в куполе:

И могли бы иметь апостолы же на восточной стены, но они буквально расстреляны "охотниками"

Уцелели также белокаменные полы:

И замечательный фрагмент иконостасной арки прохода из трапезной в основной храм, с тонкой резьбой, вероятно, относящийся к окончательной отделке храма в 1820-х годах:

К северу от церкви сохранилась небольшая часовня-усыпальница начала XIX века. Точнее, уцелели две ее стены:

Вход с западной стороны, оформленный когда-то в виде античного портала с треугольным сандриком, обрушился в конце 2000-х годов:

Парк - единственное, что уцелело еще от богатой усадьбы - угадывается по каскаду прудов, оказавшихся сейчас на огороженной частной территории.

Таким образом, наиболее значимым и ценным объектом остается церковь. Состояние ее в настоящее время - удовлетворительное, хотя очевидно, что для полного сохранения необходимы большие работы. Изредка проводятся церковные службы:

Есть надежда на сохранение этого уникального памятника Тверской земли.

Павел Иванов. Фото автора. Апрель 2017 года. Благодарим группу "Неизвестная Провинция" за возможность побывать в селе.


Метки: классицизм парк пруды Рождества_Богородицы усадьба фрески церковь Для печати
К началу
Координаты: 56.488623,35.377618 google maps

comments powered by Disqus