Комплекс исторической застройки центральной части села Васильевского на сегодняшний день является едва ли не самым близким к Твери ансамблем, почти не изменившимся с XIX века. Компекс застройки сосредоточен на центральной площади села, называемой в народе - церковной и представляет собой доминанту - храм Василия Великого (1802 г.), окруженный вытянутым вдоль дороги одноэтажным зданием с церковными лавками и сторожкой и расположенным вблизи, к юго-западу, бывшим зданием трактира. 

Васильевское - весьма древнее поселение. Источники упоминают село в середине XVI столетия с двумя деревянными церквями: Василия Великого и мученицы Параскевы. В это время земли здесь принадлежали тверскому боярину Никите Борисову-Бороздину. Позже, после смуты, в 1614 году здешними землевладельцами значатся уже московские дворянке братья Иван и Никита Пушкины (между прочим хоть и не прямые, но достаточно близкие предки А.С. Пушкина). после смутного разорения в селе оставался лишь один Пятницкий храм.

В XVIII веке земли по Ведемье переходили из рук в руки довольно часто. В 1701 году (по некоторым данным, в 1710-м) в Васильевском строится новая деревянная церковь во имя святителя Василия Великого.

Каменную церковь начинают строить в 1783 году. В это время в Васильевском по переписи жительствует около 2700 человек. Основной храм с приделом Сергия Радонежского был окончен и освящен в 1802 году. Храм был построен без каменной колокольни, звонница оставалась от разобранной деревянной церкви. В 1816 году проект колокольни одорила консистория, и началось строительство отдельностоящей каменной звонницы (предп. проект архитектора А.А. Трофимова), которое в этом же году было приостановлено из-за крупного пожара, уничтожевшего 300 домов, 10 деревянных церковных торговых лавок, леса вокруг строящейся колокольни и старую деревянную звонницу. В 1826 году во время строительства вокруг храма каменной ограды, колокольня уже стояла. Изначальное ее завершение было шпилевидным. Думается, что в этот же период появились и каменные лавки со сторожкой. 

Теплые приделы начали строить в 1837 году в т.ч. на деньги церковного старосты - зажиточного крестьянина Михаила Даниловича Камелова. Закончена трапезная была в 1844 году и освящена в честь Архистратига Михаила (южный придел) и святителя Митрофана Воронежского (северный). Кстати, после скорой своей смерти Михаил Камелов был похоронен по спудом Михайловского придела. Сегодня его могила утеряна.

Таким образом, центральное ядро села приобрело законченный вид в 1844 году. Церковь с лавками делило село на две части, сходившихся на центральной площади, где проходили достаточно большие базары. Сегодня Васильевское сохраняет исторический облик. Площадь не застраивалась, лишь в 1970-х гг. на ней спиной к храму был установлен памятник В.И. Ленину (утраченный в 1990-х гг.), на восточной стороне площади по-прежнему стоят старые причетнические дома, на западной - двухэтажный кирпичный дом-трактир.

Точная дата постройки последнего неизвестна, как впрочем до конца неизвестно и его функциональное назначение. Официальная версия, пока не подкрепленная источниками, дающими однозначный ответ, что это именно трактир. В охранном паспорте есть запись: "здание трактира кирпичное, оштукатуренное, выполненное в стиле классицизма. Оно является наиболее ранним из сохранившихся в Калининской области образцов каменной сельской постройки данного общественного назначения". (Паспорт №1275/2 от 1973 г.).

Некоторый ориентир относительно даты постройки дает оттиск на восточном фасаде здания, под самой крышей – оттиск страхового общества − первого в России «Российского страхового от огня общества», созданного в 1827 г. Конечно, здание могло быть застраховано позднее, чем построено, но стиль позднего классицизма, в котором оно выдержано, соответствует именно первой половине XIX века, причем – не начала. В 1833 году было учреждено «Второе страховое от огня общество», и оттиск этого общества имел совсем иной вид. Поэтому можно осторожно предположить, что дом-трактир появился в отрезок с 1827 по 1833 гг. В советское время в здании располагался клуб.

Ныне оно принадлежит церковному приходу. В 2011-12 гг. здание подверглось ремонту, при котором был полностью сбит квадровый руст первого этажа. Очень досадная и важная потеря. Здание, даже при сохранении остальных деталей фасада, потеряло свой уникальный исторический облик.

 

Васильевская церковь действовала до начала 1940-х гг., правда службы проводились только в теплом храме - летняя часть была занята колхозом под ссыпной пункт. Последним упомянутым в документах священником был Григорий Иванович Березин. О судьбе его ничего неизвестно, коме того, что в 1929 г. он был сослан на принудительные работы на Пермскую железную дорогу. Известно и о псаломщике Иване Степановиче Комелове, расстреляном в 1937 году.

После полного закрытия началось тотальное разграбление церкви, после чего были разрушены своды и стены обоих приделов трапезной. Кирпич использовали для строительства школы в пос. Васильевский мох. В таком обезображенном виде, без крестов и куполов храм простоял до 1990-х гг.

Возрождение приходской жизни и самого храма здесь началось в 1990 г. Первое богослужение здесь прошло на День Святого Духа в 1991 году. Курировал открытие храма протоиерей Николай Васечко. Спустя несколько лет на приход был назначен отец Николай Дикий. Первые работы по храму, не считая расчитки помещения, были касательно крыши летней части. Сегодня крыша на четверике, главки и кресты (включая несколько измененное завершение колокольни) стоят еще с тех времен. В начале 2000-х гг. при достаточно сложном финансовом положении был начат ремонт южного Михайловского придела. Были восстановлены разрушенные части стен.

Крыша на южном приделе появилась только в 2005 году. При этом северный придел Митрофана Воронежского не ремонтировался.

Отделочные работы в Михайловском приделе шли не быстро из-за конструктивных особенностей новых сводов и отсутствия финансирования.

.

В начале лета 2010 года начались работы и на северном приделе. В это время южный придел был уже действующим зимним храмом. Основные работы по приделу Митрофана Воронежского были закончены к осени того же года.

Нужно отметить, что ремонт обоих приделов относится скорее к консервационным работам и никакой реставрации на памятнике не проводилось из-за отсутствия средств на таковую. В любом случае, консервация теплой части храма позволила говорить: во-первых о возвращении храму первоначального облика, во-вторых, о защите наполовину уничтоженных стен и фундаментов трапезной.

В начале 2011 года начались работы по приведению в порядок помещения летнего храма. Была разобрана временная пристройка в приделе Сергия Радонежского, тем самым восстановлено внутреннее храмовое пространство.

В холодном храме сохранилась уникальная настенная живопись, которая на сегодняшний день представляет собой чудом сохранившуюся работу малоизвестной тверской иконописной школы, активно работавшей в Твери и уезде в начале XIX века. Когда точно были расписаны стены храма в Васильевском, неизвестно. Известно лишь, что в 1842 году живопись Васильевского холодного храма обновлялась, а на рубеже XIX-XX вв. первоначальная клеевая, она была прописана маслом.

На уличном фронтоне южного крыльца, ведущим в холодный храм, долгое время сохранялось изображение святителя Василия Великого и преподобного Сергия Радонежского, которым и посвящены престолы холодного храма. Ныне утрачены. На нижнем ярусе колокольни − восточном фасаде – сохранилось поясное изображение Божией Матери с младенцем и фрагменты орнамента − единственное, что осталось от росписи трапезной 1849 года, исполненной крестьянином Григорием Лабутиным. 

Необходимо отметить, что и сегодня густо-населенное село (в совокупности с большими деревнями Орудово и Яковлево, а также селом Михайловским) представляют собой почти не испорченный современной застройкой густонаселенный уголок Калининского района, вытянувшийся вдоль реки Ведемьи по дороге на поселок Васильевский мох.

Весь комплекс застройки села Васильевского можно было бы отнести к "Белой книге", однако грубый по отношению к историческому фасаду ремонт здания трактира, современное состояние церковных лавок и сторожки, оставшихся сегодня без крыши, не позволяют сделать этого. Очень жаль, т.к. Васильевское с его сохраняющимся ядром исторической застройки могло бы стать достойной точкой в путеводителе туристов.

Текст и фото Александра Дылевского.

 

 


Метки: ампир барокко Василия_Великого историческая_застройка лавки сторожка трактир церковь Для печати
К началу
Координаты: 56.986205,35.898990 google maps

comments powered by Disqus