Старейший храм Тверской епархии и уникальный памятник русской архитектуры. Церковь Рождества Богородицы построена, судя по косвенным данным, в последней четверти XIV века (принимается условная дата 1390, поскольку в следующем году завершается строительство крепости Вертязин, для которой этот храм и строился в качестве собора. Около 1412-1425 гг. церковь выстроена вновь на старом подклете. В 1740 году построена трапезная с колокольней. В таком виде храм сохранился до наших дней.
Состояние его было к 1966 году, когда начались реставрационные работы, близким к катастрофическому.
Храм на фото Прокудина-Горского (нач. XX в.):
В XVIII веке в стенах древнего храма были пробиты новые оконные проемы, полностью уничтожено позакомарное покрытие, так что представить себе, как выглядел храм в древности, мы сейчас не можем. К XX веку деревянные дубовые конструкции, заложенные в стены для прочности, полностью сгнили. Храм буквально рассыпался. Более того, работы, которые велись силами прихода и разных подрядчиков, не приводили к желаемым результатам. Лишь с середины 1970-х гг., при настоятеле протоиерее Алексее Злобине и под руководством заслуженного реставратора Бориса Львовича Альтшуллера началась настоящая научная реставрация.
В 1990 году реставрационные работы были завершены. И до настоящего времени они являются исключительным примером в масштабах епархии, когда проведена реставрация действующего храма, в котором не прекращались службы. При этом реставрация коснулась всех вообще предметов церковной утвари. В настоящее время церковь в Городне - уникальный храм, который можно смотреть и как музей русского искусства и архитектуры и одновременно - живой музей, в котором эти вещи живут.
Древняя часть храма состоит из двух частей. Подклета (кон. XIV века) и собственно храма (между 1412 и 1425).
Декор храма оригинален и во многих деталях присущ только этому сооружению. Таковы порталы, фигурно вырезанные окна (расположенные так, чтобы свет приходился на иконостас). Членение храма на две части хорошо видно на апсидах:
Интерьер храма имеет свои особенности. В западных углах сохранились камеры - вероятно, когда-то бывшие помещениями для ризницы или иного складского назначения (для хор они слишком малы):
Такая конструкция переходов от столбов к барабану в России также встречается только в этом памятнике:
сохранился редчайший иконостас середины XVIII века:
Нижний ряд состоит из икон, написанных на подлинных досках XV века, но, к сожалению, древняя живопись была счищена в XIX веке.
Иконы деисусного и праздничного рядов написаны с настоящим мастерством, в настоящей барочной манере, с обилием ярких, чистых тонов.
В интерьере на стене и северо-западном столпе сохранены три рисунка из многочисленных оставленных при росписи храма в XV веке:
Нижний ряд иконостаса, а также многочисленные иконы на стенах написаны, в основном, в XIX веке. Среди них тоже есть очень хорошего письма:
На западной стене большая икона "Апокалипсис" рубежа XVIII-XIX вв. может быть отнесена к числу уникальных по составу клейм:
На переходе из древнего храма в трапезную, сохранились богато оформленная арка:
А справа от нее - небольшая камера, где установлен выносной крест раннего XIX века:
И так называемая "темничка": скульптурное изображение "Христа в темнице" со стражниками (предположительно, середины XVIII века):
Трапезная с приделом Симеона и Анны с иконостасом начала XIX века. Иконы сейчас все в окладах (как и в основном храме в нижнем ряду). Многие оклады - тоже замечательные памятники искусства.
Роспись трапезной представляет собой сильно реставрированную масляную живопись рубежа XIX-XX вв.
Фото Павла Иванова, 2007, 2008, 2009 гг.
Метки: археология древнерусская_архитектура иконостас реставрация Рождества_Богородицы фрески церковь | Описание объекта на "Храмах России" |
Для печати
К началу |
Координаты: 56.711675,36.326758
![]() |