18 Февраля

2013

Представляем вашему вниманию прекрасную исследовательсткую работу известного искусствоведа Марины Алексеевны Сафоновой, посвященную Калининскому Дворцу пионеров - творению архитектора-авангардиста с мировым именем, ярчайшего представителя конструктивизма,  нашего земляка, уроженца Старицкого уезда  Ивана Ильича Леонидова. 9 февраля отмечалось 111 лет со дня его рождения. Данный материал подготовлен Мариной Сафоновой с глубоким знанием дела, т.к. большую долю своей профессиональной деятельности она посвятила именно этому мастеру, в том числе защитила "по нему" диплом в Академии художеств имени И.Е. Репина, готовила многочисленные выставки. Эта статья звучала на Искусствоведческих чтениях в Твери, где и была услышана нами. На просьбу опубликовать ее на страницах "Тверских сводов", Марина Алексеевна откликнулась сразу. 

Это еще и попытка обратить внимание общественности на забытый "старый Дворец пионеров", ныне использующийся под спортивную школу, поистине жемчужину архитектурной мысли. Дворец требует немедленной реставрации, он сохранил большую часть подлинных интерьеров и может являться для туристов настоящей находкой, тем более, что расположен вблизи Христорождественского монастыря. О том, чем же замечателен Дворец, мы с Мариной Сафоновой и предлагаем вам прочитать.

 

Калининский Дворец пионеров

(к вопросу о стилистике интерьеров)

Интерьеры Дворца пионеров в г. Калинине, наряду с известной лестницей на территории санатория Наркомтяжпрома им. Орджоникидзе в Кисловодске, второй из осуществлённых проектов архитектора И.И. Леонидова.

Наиболее полные сведения о Дворце пионеров -  история его строительства, библиография, описание интерьеров, архивные материалы содержатся в исторической справке [1].

В единственной полной монографии об архитекторе [2] Дворцу пионеров посвящено всего несколько строк и говорится о том, что постройка сгорела во время оккупации города Калинина немецко-фашистскими захватчиками. Действительно, здание использовалось фашистами под конюшню и размещение солдат, но его интерьерам всё же не был нанесён серьёзный ущерб.

Первое подробное описание Калининского Дворца пионеров было сделано М.А. Ильиным в 1941 году. Он высоко оценивает работу творческого коллектива под руководством И.И. Леонидова, но делает несколько критических замечаний, касающихся в основном живописного оформления. М.А.Ильин подробно описывает оформление интерьеров, архитектурные решения и художественные приёмы. По его мнению  «основа успеха всего коллектива и его руководителя И.И. Леонидова заключается в том, что они отразили в обработке интерьеров… черты современности и учли специфику здания, предназначенного для обслуживания детей»[3].

Особого внимания заслуживает работа Дитриха Шмидта «Дворец пионеров в Калинине»[4], которая явилась результатом экспедиции Института истории Штутгардского университета в Москву и Калинин (ныне Тверь), проводившейся в августе 1989 года. В своей работе Дитрих Шмидт называет Дворец пионеров «конструктивистско – сталинским гибридом». В статье немецкого исследователя впервые была сделана попытка коснуться стилистики, как здания в целом, так и интерьеров, выполненных Леонидовым. Д. Шмидт считает, что «не стоит удивляться тому, что задачу исправления конструктивистских «отклонений» поручают как раз ярко выраженному конструктивисту; тем самым подчёркивается с особой силой непогрешимость и великодушие партии. И нацисты не останавливались перед тем, чтобы устранять так называемые «пороки строительства» самими пророками. Так что в Калинине приструнённый раскольник – мыслитель получает возможность доказать свою лояльность с большевистской концепцией искусств»[5]. Это красивое, но очень поверхностное определение вполне объяснимо и имеет множество причин. К сожалению, многие годы, даже в среде специалистов Иван Леонидов был известен исключительно как лидер конструктивизма. Его проекты конца 1930-х – 50-х гг. не были опубликованы, а значит и малоизвестны. Так же до определённого времени, практически никого серьёзно не интересовали его искренние, увлечённые поиски в русле новых стилистических изменений. Долгое время архитектура, так называемого, «сталинского» периода, те тенденции, которые проявились в ней после 1932 г., вызывали негативное отношение.

Работа во Дворце пионеров в Калинине стала для Леонидова уникальной возможностью создать произведение, в котором будут синтезированы многие его поиски и находки предыдущих лет, как в смысле архитектурных композиций, форм, декора, так и социальных проектов и мечтаний.

Не рассматривая его творчество в целом, невозможно понять, что оно было необыкновенно органичным, где одно вытекало из другого, одна мысль рождала следующую, непосредственно с ней связанную. Архитектор никогда не изменял себе, и И.Леонидову, человеку сильного характера, лидеру, имеющему большой творческий потенциал, нельзя было что-либо навязать или запретить.

Интерьеры Дворца пионеров – это самовыражение автора, его личная большая удача в реальном строительстве, к которой он шёл непростым путём. Проект явился своеобразным синтезом многих предыдущих наработок.  Работа Леонидова над интерьерами Дворца оставляет впечатление, что архитектор спешил «выговориться», и опробовать свои идеи на практике. Проект перестройки интерьеров  не был осуществлён в  полном объёме, помешала война. Не был построен спортивный зал на крыше, незакончены живописные панно, не сделаны многие детали оформления, но, опробованные в процессе этой работы архитектурные приемы, нашли развитие и продолжение  в фантастическом «Городе Солнца».

Калининский Дворец пионеров разместился в здании фабрики – кухни. Это большое, вместительное помещение, никогда не использующееся по своему прямому назначению. Строительство фабрики – кухни началось весной 1930 г. и до 1937 г. в нём располагаются жилые помещения, союзы нефтяников, шофёров, лесопильня, экскурсионное бюро.

В плане фабрика – кухня представляет собой четырёхгранник неправильной формы с внутренним двориком и полуциркульным восточным углом. Это типичный образец конструктивистского производственного помещения с полным набором типовых элементов: полуциркульный вход с угла, внутренний двор, и т.д. Его тяжелые объёмы не удалось снивелировать даже обильным остеклением, интерьеры состояли из узких, тёмных коридоров с низкими потолками.

Работы по перестройке фабрики – кухни под Дворец пионеров начались летом 1937 г., но открыт он  был только 12 марта 1939 года. Оформление его интерьеров к этому времени не было закончено полностью, и впоследствии, в связи с началом войны, так и незавершенно. Строительные работы по дворцу велись вплоть до 1941 года. Разработка проекта внутреннего оформления Дворца была поручена проектной мастерской № 3 Наркомтяжпрома, которой руководил профессор М.Я.Гинзбург. В этой работе принимали участие архитекторы И.Леонидов, И. Милинис, М. Мамулов, В.Калинин, Т. Раппопорт. Так же были привлечены художники – монументалисты из монументальных мастерских Академии Художеств под руководством В. Фаворского, К. Эдельштейн, В. Эльконин, И. Безин, Г. Кравцов, С. Павловский, А. Ширяева, А.Сахнов[6].

К сожалению, проект перестройки интерьеров фабрики – кухни под Дворец пионеров не найден. Документы могли быть утрачены во время войны (город Калинин был оккупирован). К сожалению, сегодня можно только догадываться, каким путём шёл архитектор к своему замыслу. Учитывая сжатые сроки строительства, и зная метод архитектора, можно предположить,  что окончательного варианта проекта могло и не быть. Леонидов умел проектировать «на ходу», подолгу вынашивая идеи в голове, и только в последний момент переносил на бумагу практически сложившийся и оформившийся проект. Его необыкновенное пространственное чутьё позволяло ему увидеть и спроектировать  весь объём сразу.  Так было с проектом Южного берега Крыма, лестницы в Кисловодске.

Самую точную, хоть и краткую характеристику интерьеров, созданных И.И. Леонидовым даёт Адаскина Н.А. В статье «30-е годы: контрасты и парадоксы советской художественной культуры»[7] она упоминает Дворец пионеров в Калинине отмечая, что его интерьеры решены в стиле «помпейского дома».

Сегодня работа И.И. Леонидова по перестройке Дворца пионеров должна быть рассмотрена в нескольких основных аспектах: истории создания, бытования, сохранности, социальных идей и, прежде всего, в плане стилистики: композиционных, конструктивных решений и особой образной поэтики, неразрывно с ними связанной.   

В социальном отношении Дворец пионеров – это выражение мечты архитектора о новой школе, о новых, наглядных принципах и приёмах обучения. Он ищет способ вовлечь детей в учебный процесс, который позволял бы им учиться играя.

Эти задачи Леонидов ставит перед собой уже с начала 1930-х гг. Концепция обучения посредством искусства и игры, сложилась во время работы над проектом Большого Артека.

По воспоминаниям сына И.И. Леонидова Андрея Ивановича, архитектор так планировал вести обучение в Артеке: «Здесь, в одной ложбине, будет северное полушарие, в другой – южное. И пусть ребята путешествуют вокруг и учатся у природы. Они могут построить свои павильоны в стилях разных эпох и культур. Он полагал, что ребята и взрослые просто гуляли бы в парке и беседовали. Они нарисовали бы теорему Пифагора на земле. Кто-то нарисовал бы цветок, кто-то вылепил бы что-нибудь, кто-то ещё рассказал бы историю. И в этом был бы постоянный элемент творчества»[8]. Он считал, что природа, искусство, наука – всё взаимосвязано. Им владело желание создать условия для коллективного творчества.

Во Дворце пионеров Леонидов продолжает развивать эти идеи. Живописное оформление интерьеров было посвящено великим путешествиям и открытиям Марко Поло, Колумба, Миклухо–Маклая и Пржевальского, замечательным перелётам Чкалова и Громова. В игральном холле октябрят на стенах были изображены сцены из басен Крылова и «Доктора Айболита» Чуковского. В комнате для сказок на стене, выполненной инкрустацией по дереву,  - сюжеты известных русских сказок. В одном из коридоров развёртывались живописные панорамы, связанные с историей, природой и промышленностью Калининской области. Такой, в общих чертах, представляется повествовательная часть собирательного образа Дворца пионеров. Идеям визуального обучения отвечают и лестница в Кисловодске, где для созерцания природы построены специальные смысловые площадки и проект Большого Артека, с его принципом обучения географии на местности. Проектирование и строительство для Леонидова не только средство реализации, но и путь различных  исследований. Перестроить уже заданное пространство фабрики-кухни под дворец для детей – задача не из лёгких. Но эта работа -  один из счастливых поворотов судьбы, в которую архитектор так верил. Появилась возможность полной свободы творчества на реальном объекте. Здесь он - руководитель группы, а не один из многих, как было при реконструкции московского дворца пионеров. Там решались во многом сходные задачи, но под московский Дворец отдавалось здание бывшего купеческого особняка, что и определило композиционные и образные ходы реконструкции.

Ко времени работы по перестройке и оформлению Дворца пионеров Леонидов уже сложившийся мастер, переживший как бурную славу, когда сам Корбюзье называет его поэтом и надеждой русского архитектурного конструктивизма, так  и тяжелые годы травли и официального забвения.

Действительно, он появляется на небосклоне русского архитектурного авангарда, подобно вспышке сверхновой звезды. Его знаменитый дипломный проект «Институт библиотековедения им. В.И. Ленина» был воспринят современниками как подлинное открытие и вошел в число самых значительных произведений мировой архитектуры.

В конце 1920-х  начале 1930-х годов И.И. Леонидов создает серию выдающихся проектов, в которых блестяще решает объемно-пространственные, формальные, градостроительные задачи, воплощая свои новаторские идеи. Активно участвует в архитектурных конкурсах. Он - признанный лидер конструктивизма, «Объединения современных архитекторов» (ОСА), член редколлегии журнала «Современная архитектура» (СА).

Следуя основной концепции конструктивизма Леонидов в эти годы всецело поглощён идеей преображения действительности, и, что особенно важно, творческим поиском выражения современной жизни, а не только современной архитектуры. И как ни парадоксально, именно он, один из первых ощутил кризис конструктивизма, прежде всего, в сфере образа уже к началу 1930-х годов. В это время  стилистика его проектов начинает заметно меняться.

Его славное конструктивистское прошлое во многом затрудняло понимание и реальную оценку его творчества. Изучение его наследия как целостного явления, а особенно, почти неизвестных проектов конца 1930-х - 1950-х годов, позволяет увидеть те потенциальные возможности русского авангарда, которые не были реализованы в советской архитектуре и, может быть, поэтому остались недостаточно осознанными.

Творчество Ивана Леонидова условно можно разделить на три периода: 1927-32 гг., 1932-41г.г. и далее, вплоть до 1959 года (года смерти). Каждый из периодов характеризуется особым творческим почерком, является этапом в изменении мировоззрения. Но при всём несходстве работ разного времени их объединяет внутреннее единство. В каждом из них естественно отражается жизнь страны, изменение политических и идеологических установок, внутрихудожественного процесса, но архитектор на протяжении всей жизни так же развивал одни и те же принципы, как в архитектурном, так и в социальном аспектах, варьируя их соответственно новым задачам или требованиям времени.

В его творчестве всегда преобладает структурно-геометрический подход. Он остаётся ведущим и после отказа от конструктивистских  проектов.

Оторванный волею судьбы от реального архитектурного процесса, после жестокой критики «леонидовщины» полный сил и замыслов  мастер уходит в «бумажное» проектирование, но именно это «отлучение» позволяет ему сохранить верность основным идеям и принципам, сформировавшимся в ранние годы.

После 1932 года архитектор создает не менее талантливые произведения, чем в период увлечения конструктивизмом. Он так же находится в непрерывном поиске новых выразительных средств архитектуры.

В 1934 году Иван Леонидов представляет конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади.  Эскизы проекта дают реальную возможность ощутить изменения творческого почерка архитектора в этот период.

Эстетика этих лет практически полностью ориентирована на проблему освоения классики. Ретроспективность становится характерной чертой всей художественной культуры (не только в России, но и в Европейских странах). Конечно же, как и большинство выдающихся архитекторов, И.И. Леонидов обращается к изучению исторического наследия. При создании проектов он начинает активно использовать опыт мастеров Египта, античной Греции и Рима, итальянского ренессанса, свободно  интерпретируя близкие ему темы. Но его отношение к прошлому - особое. Оставаясь новатором, Леонидов - ярый противник «эклектики», прямого заимствования и схематичного переноса отдельных архитектурных элементов в проектирование новых построек. Его больше интересуют первоистоки изучаемой им культуры. Если в ранних проектах он использует синтез чистых форм, то впоследствии, он так же вычленяет структурную основу из разрабатываемых традиционных форм, находя их своеобразную «формулу».        Проекты конца 1930-х годов основаны на глубоком, архетипическом понимании традиций, тонкой авторской ассоциативности.

В связи с этим в творчестве И.И. Леонидова появляются новые черты, прежде всего, смягчается пластика, которая обогащается за счет введения декоративных элементов, использования криволинейных (не циркульных) форм. Очень  важную роль в проектах этих лет начинает играть цвет.

Временами архитектор сознательно соединяет конструктивистские принципы проектирования с новой эстетической образностью. Так, дома поселка «Ключики», отмечены асимметрией, выраженной цветом фасадов. В проекте Наркомтяжпрома, особое место занимает необычное сооружение по форме напоминающее скоцию, поверхность которого сплошь покрыта росписью. А одна из высотных башен этого проекта, круглая в плане, имеет балконы - террасы и вызывает прямые ассоциации с ростральной колонной.

Важным событием в жизни Ивана Леонидова стала работа в мастерской № 3 Наркомтяжпрома, куда он в 1934 году был откомандирован по просьбе профессора М.Я. Гинзбурга – учителя и  соратника по конструктивистской молодости. Среди проектов, созданных в мастерской, особо выделяются проекты планировки и застройки Южного берега Крыма, Большого Артека, а так же проект осуществленной лестницы санатория им. Орджоникидзе в Кисловодске. В этих работах архитектор опирается на античную традицию, беря за образец постройки древней Греции и Рима. Классика привлекала его чистотой формы, геометрической четкостью объемов и линий, красотой гармонии всех элементов. Его понимание традиции глубоко прочувствовано и индивидуально.

В проектах крымского побережья, по мнению архитектора М.А. Леонидовой [9], И.И. Леонидов, не используя прямых аналогий с античными постройками, создает новую образную структуру – античный город в античном пейзаже. Впервые, в этой работе перед Леонидовым встала сложнейшая задача - организовать бескрайнее пространство, с которой он блестяще справляется. Проект Южного Берега Крыма воспринимается как единое живописное полотно, на котором в полной гармонии сосуществуют архитектурные и природные формы.

Многие «находки» упомянутых проектов нашли непосредственное отражение в создании интерьеров Дворца пионеров в Калинине: обращение к античной традиции, использование единого объединяющего элемента, принципы контраста и дискретности.

Таким образом, выбор решения пространства и декора реконструкции фабрики - кухни под Дворец пионеров не был случаен. К 1937 г. - времени начала этой работы, у архитектора сложились как стилистические предпочтения, так и определенный набор используемых форм.

Новое архитектурное оформление интерьеров фабрики-кухни должно было связать все разнородные помещения и комнаты в одну целостную архитектурно – пространственную систему.

Подход к перестройке интерьеров фабрики - кухни возвращает архитектора так же и к художественному опыту 1920-х гг., который им не был утрачен. Как и в ранних проектах, соответственно концепции жилищ - коммун, внутреннее пространство реконструируемого помещения должно было стать основным носителем эмоциональной и психологической нагрузки. В этой работе Леонидов использует характерные для его метода приемы контраста и принципы дополнительности, соотношения простого и сложного, материального и идеального.

В интерьерах Дворца пионеров комнаты для занятий, просто и без особых затей оформленные, он сочетает с парадными залами и холлами, зимним садом и местами отдыха. Но, несмотря на великолепие убранства некоторых помещений, ведущим для автора остается принцип строгой функциональности. М.А. Ильин,  в частности, отмечает: «Направо от вестибюля расположен нижний коридор-холл, по бокам которого находятся комнаты для занятий (весь низ здания, за исключением комнат октябрят, посвящён труду; верх – досугу и развлечениям)»[10]. Архитектором были распланированы комнаты для вышивания, умелые руки, юных натуралистов, сказок, водного транспорта, спортивный и танцевальный залы. Ни один из видов занятий не был обойдён вниманием автора.

Интерьеры Дворца построены, прежде всего, как пространственная система. Выразительность простых планировочных решений подчеркнута цветом, росписью, остекленными проемами окон, выходящих в коридоры. Раскрывая замкнутую систему планировки фабрики - кухни, И.И. Леонидов наполняет ее светом и воздухом.

Интерьер Дворца пионеров - пример эволюции того стилистического потока, который продолжал в 1930-е годы линию конструктивизма. В это время импульс «новой» архитектуры еще достаточно силен, но конструктивистская основа зданий все больше скрывается за внешним декором, приближаясь к европейскому «ар-деко», как бы, отвечая новым гедоническим устремлениям и вкусам.

Леонидов поступает наоборот, не внедряясь в перепланировку и оформление экстерьера, предложенного для реконструкции здания, сохраняя внешне все его конструктивистские признаки, он переносит композиционную и образную структуру «ар-деко» в оформление интерьеров. Пространство типовой фабрики - кухни как нельзя лучше подходило для использования при его реконструкции принципов именно этого направления.

Конструктивизм фактически повторял основную идею пространственных принципов модерна - «изнутри - наружу», но в иной визуальной форме. Пространство такого здания жестко дифференцировано в соответствии с организацией функционального процесса, что в полной мере отвечало задачам современной архитектуры.

В ранних проектах Леонидова функциональные звенья замыкаются в четкие очертания элементарных геометрических фигур, а пространство между ними свободно. В интерьерах Дворца пионеров оно заполняется семантическим силовым полем, созданным живописью и пластикой. Последовательность декорированных пространств становится единой метафорой, выражающей общую концепцию. В Калининском Дворце пионеров росписи и живописные панно являются средством активного эмоционального и психологического воздействия через их содержание.

При решении внутреннего пространства фабрики - кухни необходимо было облегчить и оживить протяженность темных коридоров, подсобных помещений, придать им четкую ритмическую организацию. Для этого И.И. Леонидов использует чёткую конструкцию, некий «каркас», встречающийся и в других его проектах, выявляя основные конструктивные элементы. Потолочные балки коридоров образуют ячеистую систему, которая находит свое продолжение в такой же разбивке плоскости стен при помощи колонок. Использование такого своеобразного «каркаса» в интерьере здания, задаёт модульность, играет роль пространственной границы, ритмически организует пространство, определяя  его пределы. Архитектурный язык композиции строится на контрастах: строгая геометрия соседствует с криволинейной пластикой, абстрактность с изобразительностью.

Комплекс интерьеров Дворца пионеров представлял собой сочетание греческого (живописного) и римского (геометрического) архитектурных начал. Но в планировке и декоративном оформлении интерьеров нет конкретных аналогий античным постройкам, они лишь ассоциативные. Так система расположения росписей, живописных панно в сочетании с элементами архитектуры выражает лишь общие представления о стиле «помпейского дома», использованного И. Леонидовым в качестве образца.

Композиционно - планировочное единство  интерьеров достигается применением и разнообразным использованием одного архитектурного элемента, который играет роль стилеобразующего - это знаменитая леонидовская колонка, имеющая утонение в средней части.

Впервые с такой необычной формой колонны мы встречаемся в проекте Дома Норкомтяжпрома. Колонны, окружающие верхнюю площадку, на которой расположена башня цилиндрической формы с образующей в виде скоции, повторяют силуэт самой башни, только вытянутый по вертикали. В небольших экседрах на лестнице санатория в Кисловодске - эта форма уже воспроизведена в натуре.

В интерьерах Дворца пионеров ее вариации следуют принципу от простого - к сложному. От изящных колонок, покрытых черным лаком, стоящих на позолоченных базах, в коридоре «Путешествий» - к колонкам зимнего сада, «капители» которых венчают вьющиеся растения. В холле октябрят колонки приобретают вид бамбуковых стеблей с завершением в виде позолоченных пальмовых листьев. В танцевальном зале - возвращаются к первоначальной форме.

Колонки несут двойную функцию как объединяющего, так и разделяющего элемента. На первом этаже определяют границы настенных росписей, на втором - зоны отдыха. В танцевальном зале между ними располагались полукруглые диваны, а роль живописных панно выполняли широкие остекленные окна.

 Колонна – один из самых любимых архитектурных элементов мастера. С детства, пленившись великолепием архитектурных ансамблей Ленинграда, Леонидов символом города всегда считал ростральную колонну, что нашло отражение в проекте башен Наркомтяжпрома. Он изучает египетские, античные, восточные колонны, пытаясь проникнуть в тайну их образа и конструкции. Итогом таких размышлений стала и своеобразная колонна в холле второго этажа, круглая в плане на восьмигранной базе сложной формы, расширяющаяся кверху с ажурной верхней частью, в целом напоминающая сказочный цветок. Она – пример создания ассоциативного образа крито-микенской колонны и гармоничного соединения архитектурной и природной формы.

Обращение к использованию при реконструкции интерьеров настенных росписей, живописных панно, орнаментов было органичным как для творческого метода Леонидова этого периода, так и в контексте стилистики «ар-деко». Живописные панно были выполнены художниками монументальной мастерской Академии архитектуры СССР под руководством В. Фаворского, среди которых А. Сахнов, К. Эдельштейн, В. Эльконин, М. Фаворская. Панно, созданные В. Фаворским, сделаны с использованием иконописной техники живописи по левкасу на дереве.  В этом просматривается прямое влияние Леонидова. В такой технике выполнены все его проекты Южного Берега Крыма. Несколько сохранившихся панно Фаворского на тему «Наша область» находятся в Тверской областной картинной галерее. Панно, смонтированные на стены до войны, погибли, утрачены росписи по шёлку из «Зимнего сада», выполненные В. Элькониным, убранство «комнаты сказок», сделанное народными мастерами в технике инкрустации, пострадал декор других помещений. Помимо росписей и панно двери комнат для занятий, выходящие в коридоры, в верхней части были оформлены сюжетными силуэтами на стекле, которые сохранились почти в полном объёме. В. Фаворский, совместно с Л. Бруни со времени организации монументальной мастерской разрабатывают новые принципы работы в архитектуре. Одним из важных направлений была работа над колористикой и цвето-ритмической композицией зданий. Создание интерьеров во Дворце пионеров вместе с Леонидовым, которого волновали эти же вопросы, стало для Фаворского замечательным полем практической деятельности. Один и другой вносили в свои решения элементы формальных концепций авангарда.

Монументальному искусству в это время придаётся важное значение. Для жизни создавались праздничные декорации, менялось эмоциональное восприятие окружающего мира. Как правило, визуальный ряд был ориентирован на помпезность и репрезентативность. Как дворцовые залы оформлялись станции метро, спортивные, культурные, детские учреждения.

Для поддержания дворцового облика в интерьерах калининского Дворца пионеров  архитектор использовал искусственный розовый мрамор, дубовые панели и предметы мебели, бамбуковые палочки, колонны, покрытые чёрным лаком, позолоченные звёзды. Леонидов всегда уделял большое внимание деталям и мастерски их выполнял, умел комбинировать материалы.

Лаконично оформленное пространство вестибюля расчленяли столбы-опоры, которые при реконструкции были отделаны искусственным мрамором розового оттенка. По проекту автора квадратные в плане столбы были превращены в восьмигранные колонны, расширяющиеся кверху, наподобие цветка. Этот опосредованный принцип построения крито-микенских колон будет использоваться и далее в различных вариантах в оформлении интерьеров Дворца.

Контраст вертикалей и горизонталей прямых колонн и полуциркульных балок потолка придают внутреннее движение всему интерьеру, устремлённое верх, подчёркнутое маршами лестницы. Парадная лестница, расходится с первой площадки двумя широкими разнонаправленными маршами. Необычная форма балясин лестницы – это разъятая на элементы и сочленённая «наоборот» знаменитая «леонидовская» колонка с утонением в середине. Лестница устремлена ввысь и является композиционным, смысловым и эмоциональным центром, как вестибюля, так и всего здания. Центральный марш венчало несохранившееся окно-витраж  с красивым рисунком рельефного переплёта. Лестница – путь, лестница как метафора восхождения  к свету отвечает поэтике модерна.

Спроектированные архитектором окна, обыгранное ленточное остекление, наряду с живописью, раздвигают границы пространства, раскрывая и увеличивая замкнутые, тёмные интерьеры первоначальной постройки. На дверях в глухих коридорах с этой же целью сделаны высоко расположенные прямоугольные окна, пропускающие дневной свет.

Коридор «Путешествий», расположенный направо от вестибюля, прерван двусторонним «карманом», дающим так же дополнительный источник света. Продвигаясь дальше от вестибюля по коридорам, Леонидов дробит и усложняет пространство.

Вдоль стен по дубовым панелям идёт сильно выступающий цоколь, по которому были расставлены покрытые чёрным лаком тонкие декоративные колонки на позолоченных базах. При этом стена утрачивает прежнюю жёсткость и сама становится пространственным элементом. Особую лёгкость и живописность ей придавала игра светотени. В коридоре-холле октябрят был использован этот же приём, но в несколько изменённом виде. Колонки Леонидова с утонением в средней части превратились здесь в бамбуковые стволы, каждый из которых заканчивался кроной пальмы, нарисованной золотом.

Пространство плоскости стен танцевального зала разрывали встроенные полукруглые диваны, разделённые тумбами, на которых так же были установлены тонкие колонки, создавая своеобразные цезуры.

Таким образом, оформление стен создаёт ряд дополнительных однотипных пространств в интерьерах, но всё же, каждый раз  - новых.

В разных помещениях по такому же принципу обыгрывается мотив неба. Звёздное небо на потолке коридора «Путешествий» выстроено из созвездий, по которым можно было прочитать путь Магеллана. Напоминают звёздное небо ажурный рисунок потолка зимнего сада и лепные снежинки на потолках холла и танцевального зала на втором этаже, поделённый на равные квадраты полихромный потолок вестибюля в западном крыле с ажурными решётками и медальонами.

В интерьерах дворца пионеров Леонидов особое внимание уделяет цвету. Он один из первых делает цвет равноправным основным архитектурным категориям. Это прослеживается в продуманном цветовом построении всех его проектов, начиная с чёрно-белой графики конструктивистского периода, и кончая живописью проектов «Города Солнца». Цвету он придаёт символическое значение, полностью раскрывает его декоративные свойства, цветом акцентирует или наоборот затушёвывает архитектурные детали. Для оформления интерьеров Дворца пионеров Леонидов использует жёлтый, зеленовато-голубой, синий, розовый, фисташковый цвета пастельных оттенков, что свойственно стилистике модерна. «Матовое золото или серебро колонн, люстр и других деталей вносит в общее убранство дополнительные декоративные эффекты»[11]

«Дворцовый стиль» был выдержан при реконструкции фабрики-кухни. И.И. Леонидов, обращаясь к ретростилям, останавливается на собирательном образе «помпейского дома». Впервые этот мотив был им обыгран при проектировании набережной в Ялте. Вдоль побережья автор располагает двух и трехъярусные сооружения, вызывающие прямые ассоциации с античными постройками и, прежде всего, с галереями, изображенными на помпейских фресках.

Помпейский дом мог привлечь И.Леонидова тем, что в его структуре сочетались древнеиталийские, эллинистические и римские традиции. План такого дома, как правило, расчленялся на множество комнат - ячеек, имел крылья - коридоры. Непременной принадлежностью его был сад и внутренний дворик. Стены комнат расписывались, полы покрывались мозаиками. В центральном зале - атриуме располагался бассейн, иногда со скульптурой в центре, как в доме Фавна.

Образ помпейского дома – своеобразное сочетание функциональности с дворцовой репрезентативностью, как нельзя лучше подходил  для выражения основной идеи архитектора.

Росписи комнаты с жёлтыми стенами в доме Ветиев, сохранившиеся как единый ансамбль, панели с мифологическими сценами в глубине лоджии, кессонированный навес которой поддерживают тонкие белые колонны на массивных базах, могли послужить прообразом оформления коридоров-холлов.

Автором использованы принципы оформления помпейских домов, где применялись различные пластические и полихромные средства, делался упор на репрезентативность помещений, царское великолепие в жанровом и орнаментальном разнообразии. Первоначальная композиция фонтана «Аист» в зимнем саду Дворца пионеров напоминает композицию бассейна в атриуме дома Фавна. Восьмигранные колонны в доме Серебряной свадьбы могли послужить отправной точкой для образа колонн в вестибюле. Особенно яркие ассоциации  интерьеры Дворца пионеров вызывают с домом Поэта, где прямоугольные панно, расчерчены тонкими колонками. В центре каждого – роспись, напоминающая, висящую на стене  картину. Средняя часть отделена от цоколя и фриза орнаментальными полосками, бордюрами[12].

И.И. Леонидову удалось создать в интерьерах Дворца пионеров образ «помпейского» дома, используя логику модерна и весь, наработанный к концу 1930-х гг., арсенал выразительных средств архитектуры, свой метод, основанный на  движении от геометрии к изображению, где правильность линий сочетается со свободной пластикой.

Его работа полностью отвечала требованиям времени, ориентированного на репрезентативность и красоту. Он изменил конструкцию здания фабрики-кухни, приспособив его для нужд детей, построив семантически содержательную архитектурную композицию, ставшую основой художественной формы всего произведения, ещё раз подтвердив свой неординарный талант пространственного  и образного мышления.

Марина САФОНОВА, искусствовед

Чтобы перейти к описанию Дворца, кликайте на оранжевую надпись под заголовком статьи.

Фото Юрия Сурина взяты отсюда...


[1] Салимов А.М., Салимова М.А.  «Дворец пионеров в г. Калинине»Архив ПСБ «Тверьпроектреставрация »

2] Александров П.А., Хан-Магомедов С.О.  «Иван Леонидов» М., 1971

   [3] Ильин М.А. Дом пионеров в Калинине// «Архитектура СССР» 1941 г. №2.  С. 10-12

[4] Д. Шмидта «Дворец пионеров в Калинине» рукопись. 1989 г. Архив ГРНЦ «Тверьпроект реставрация».

[5] Там же.

[6] Салимов А.М., Салимова М.А.  «Дворец пионеров в г. Калинине» 1994 г. Архив ГРНЦ «Тверьпроектреставрация».

[7] Адаскина Н.А. 30-е годы: контрасты и парадоксы советской художественной культуры// «Советское искусствознание»№25. М., 1989 С. 16.

[8]  Из личной беседы с сыном архитектора А.И. Леонидовым

[9] М.А. Леонидова «Античные мотивы в творчестве И.И. Леонидова». Диссертация на с искание ученой степени кандидат архитектуры. Рукопись.

[10] Ильин М.А. Дом пионеров в Калинине// «Архитектура СССР» 1941 г. №2.  С. 11.

[11] Ильин М.А. Дом пионеров в Калинине// «Архитектура СССР» 1941 г. №2.  С. 11.

[12]  Кривченко В.И. «Помпеи. Геркуланум. Стабии.». М., 1985. С.113-127.

 


Метки: искусствоведение советская_архитектура

Для печати
К началу

Показать все

comments powered by Disqus