15 Августа

2014

О том, как застройщики борются с зонами охраны объектов культурного наследия в Твери, мы писали много. Зоны охраны по-прежнему, несмотря на давление финансовых и административных ресурсов, остаются «иммунитетом», защищающим среду, в которой расположен памятник, от застройки. Сегодня Тверь переживает беспрецедентное давление на историческую среду – все застройщики лезут в исторический центр города. И вот потихоньку, эта зараза начала распространяться и на ключевые экологические места Тверской области. Большие дяди с большими деньгами хотят строить дома там, где сотнями лет не менялся ландшафт. Здесь их тоже встречают охранные зоны памятников архитектуры и археологии. Но у дядей есть большие деньги…
Так, 22 июля 2014 г. Правительство Тверской области приняло Постановление  N 357-пп,  которым были отменены зоны охраны объектов культурного наследия "Историко-градостроительного и ландшафтного комплекса "Погост Стерж - городище Коковкино-1 ("Стерж").
С чего бы вдруг? Картинка все объяснит. Вот оно, озеро Стерж. Это самые верховья Волги, от ее истока тут считанные километры, необычайной красоты места, запечатленные С.М. Прокудиным-Горским еще в начале XX века, сохранившиеся в том числе и благодаря действующим до недавнего времени охранным зонам:

Традиционно в преамбуле постановления, указано, что оно принято «в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», законом Тверской области от 23.12.2009 № 112-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области», однако ни одной ссылки на какую-либо статью законов как всегда нет. 

Причину отмены зон охраны можно понять только из пояснительной записки и.о. начальника Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Смирнова М.Ю., который в своем обосновании к проекту постановления, размещенного на сайте Правительства Тверской области пишет следующее: «В настоящее время Главным управлением на основании акта государственной историко-культурной экспертизы, подготовлен проект распоряжения Правительства Тверской области об отказе во включении указанного выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия… В соответствии с пунктом 30 Постановления Правительства РФ от 26.04.2008 г. № 315… при исключении объекта культурного наследия из единого государственного рее-стра объектов культурного наследия… решение об утверждении границ его зон охраны… утрачивает силу»!!!

Ну, а принятым в тот же день Распоряжением N 344-рп Правительство Тверской области от 22 июля 2014 г. на основании некой экспертизы (интересно кто ее автор и по чьему заказу он работал, и если экспертиза есть, мы ее обязательно найдем), отказало выявленному объекту культурного наследия "Достопримечательное место "Историко-градостроительный и ландшафтный комплекс "Погост Стерж - Городище Коковкино-1 ("Стерж") в праве быть включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федера-ции"

В совокупности Постановление № 357-пп и Распоряжение № 344-рп сняли ВСЕ ограничения по застройке клубными и коттеджными поселками, турбазами и гостиницами береговых линий озера Стерж, которое само по себе является уникальным памятником природы.

Правда, в тот же день Правительством Тверской области было принято еще одно Распоряжение № 345-рп "О включении объекта культурного наследия - достопримечательное место "Стержский стан", расположенного по адресу: Свапущенское сельское поселение Осташковского района Тверской области, в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта культурного наследия регионального значения. Что это за объект такой, на основании какой документации он приобретает свой статус, и кто был ее заказчиком? Разгадка, с большой долей вероятности, заключается в том, что теперь на территориях, на которых по зонам охраны 2003 года строить было нельзя, достместо «Стерженский Стан», возможно, позволяет застраивать! Иначе для чего была сделана вся эта комбинация с двумя распоряжениями и одним постановлением? 
Однако, загадки загадками, но при издании Постановления от 22.07.2014 г. № 357-пп очевидно нарушены нормы действующего законодательства. В частности, статей  9.1, 9,2, 33, 34 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. пунктов 28, 30 Положения о зонах охраны объектов культур-ного наследия утвержденного постановлением Правительства РФ № 315 от 26.04.2008 г., так как Постановлением администрации Тверской области от 29.12.2003 г. № 430-па были утверждены зоны охраны множества объектов культурного наследия (это указано в самом названии постановления)!!! В том числе федерального значения «Городище Коковкино-1 (городище «Стерж»), кон. I – нач. II тыс.н.э.» (!), объекта культурного наследия регионального значения «Владимирская церковь с интерьером и живописью, 1823 г.», 15 памятников археологии регионального значения (!), 18 выявленных объектов археологического наследия.
Господин Смирнов М.Ю., готовя проект постановления Правительства области № 357-пп об утрате силы постановления администрации 2003 года № 344, видимо очень невнимательно читал пункт 30 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия, либо трактовал его так, как было нужно. Пункт 30 однозначно указывает на то, что зоны охраны утрачивают силу в отношении исключенного из реестра объекта культурного наследия федерального и регионального значения, но никак не выявленного!!! И вообще поразительная систематическая невнимательность чиновника (конечно же, случайная) при подготовке обоснований нормативных актов говорит о его некомпетентности, юридической в первую очередь, и ставит под сомнение его право занимать место руководителя госоргана.
Очередная «ошибочка» Главного управления по охране объектов культурного наследия Тверской области может привести к невосполнимым потерям. Мы потеряем нетронутые цивилизацией Волговерховье и Верхневолжские озера Стерж и Вселуг. Заповедный край, гордость Верхневолжья, место, другого такого в мире несуществующего. Все это может исчезнуть из-за того, что большие дяди с большими деньгами встретили на своем пути беспринципного, безграмотного и не боящегося ничего чиновника. Только как это все согласуется с формирующейся сегодня государственной политикой укрепления государства, путем сохранения его культурного и исторического потенциала? Знает ли Президент страны, что в такое тяжелое время для России, когда мы должны защищать, сохранять и преумножать этот потенциал, оно по сути втихаря разбазаривается? Обрадуется ли руководство страны этому факту? 

В развитие темы невозможно не отметить и тот факт, что на официальном сайте Правительства Тверской области постановления об отмене зон охраны памятников и отказе о включении выявленных объектов в реестр вообще перестали публиковаться. Все предельно ясно – для меньшего возмущения граждан градозащитников и оперативного реагирования контролирующих органов. Тишь и гладь… 
Виктор РЕЗНИК

Коллаж Александра КУКУШКИНА


Метки: вандализм Волговерховье зоны_охраны озеро

Для печати
К началу

comments powered by Disqus