26 Марта

2010

Публикация по теме. "Нарышкинское барокко" в с. Ладьино

(Тверские ведомости 26.03.2010)

Русская архитектура конца XVII века имела одно любопытное направление, которое можно назвать «элитарным». В ту пору в моду входил стиль барокко в его европейском варианте. В Москве в пору детства царя Петра I очень любили все европейское, в том числе церковную архитектуру. И вот на заказ довольно ограниченного круга высшей знати, в основном родни царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, строились высокие ярусные храмы в новомодном стиле, богато украшенные изнутри и снаружи.

Некоторые из этих храмов, например, Покрова в Филях, Знамения в Дубровицах, Троицы в Троице-Лыкове, вошли во все книги по русскому искусству. Стиль стал называться «нарышкинское барокко». Было выстроено немного – около трех-четырех десятков храмов этих форм, все в Москве и ближнем Подмосковье.

В Тверской области подлинных церквей этого стиля, отреставрированных и имеющих приличный вид, осталась только одна – Успения в Бернове в Старицком районе (1697 года постройки).

Каково же было удивление, когда, путешествуя по Торжокскому району, мы увидели совершенно уникальную такую церковь. Стоит это чудо в селе Ладьино на истоке речки Шостки недалеко от поселка Высокое. Когда-то это был Старицкий уезд. Вообще-то узнать в кирпичной руине ту самую «нарышкинскую» церковь довольно мудрено.

Интерьер в нижнем храме (прежде там был престол в честь преподобного Сергия Радонежского) не сохранился, но стены, окна, даже частично полы здесь целые и сухие. Удар дождей и ветров «берет на себя» верхняя церковь (в честь Покрова Богородицы), часть сводов в которой держится уже на честном слове. Но основное пространство под куполом пока еще почти цело. Советская побелка постепенно отваливается, открывая слои живописи: середины XIX века и… хорошо сохранившуюся конца XVIII, выполненную местным художником-иконописцем. Учитывая, как мало уцелело памятников церковной стенописи XVIII века, стоило бы спасти этот храм уже только из-за живописи.

Из материалов в небольшом музее ладьинской школы выясняется, что храм построен стольником Сергеем Аксаковым в 1683 году. Это, таким образом, самый старый ярусный барочный храм в Тверской области, и единственный у нас настоящий «нарышкинский».

Так неужели нельзя провести хотя бы противоаварийные работы (о реставрации речи пока не идет): закрыть железом несколько квадратных метров на куполе, чтобы живопись XVIII века не исчезла прежде, чем ее хотя бы откроют и сфотографируют? Сделать это на памятнике, который один на всю область, стоит рядом с «Пушкинским кольцом», в большом селе с хорошим, доброжелательным к этому памятнику населением?

Илья СЕРГЕЕВ


Метки: Отсутствуют

Для печати
К началу

Показать все

comments powered by Disqus